Рекомендации учащимся во время сдачи экзамена:
Внимательно прочитай задание до конца и пойми его смысл (характерная ошибка во время экзамена: учащийся, правильно излагая решение задачи, из-за невнимательности, не доводит решение до конца либо записывает в ответ значения, которые не являются ответом на поставленный вопрос).
Составь план решения задачи.
Определи основные факты и формулы, которые ты будешь использовать в ходе решения, распиши их применительно к своей задаче.
Проверь логику выстраивания решения задачи.
При решении текстовых и геометрических задач не забывай о наименованиях величин.
Помни, что при решении задач ответ не должен расходиться с реальной жизнью: площадь фигуры не может выражаться отрицательным числом, скорость течения не может быть больше скорости катера и т.д.
Если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться.
При решении тестового задания первого уровня можешь использовать метод исключения, если затрудняешься ответить на вопрос.
Рисунки к геометрической задаче должны соответствовать условию задачи и описанию решения.
Избегай исправлений, так как они зачастую приводят к тому, что нарушается логика рассуждений.
Рисунки выполняй четко, в ходе выполнения рисунка проверяй, соответствует ли твой рисунок условию задачи, все ли данные учтены. Хороший рисунок всегда подскажет решение, натолкнет на правильную мысль. Да и проверяющему твою работу легче будет увидеть логику твоих рассуждений.
При оформлении работы помни, что экзаменационная работа – итог твоей учебы, ты демонстрируешь не только знания по математике, но и культуру письма.
Общие требования культуры ведения записей в экзаменационной работе по математике
-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.
-Всякая новая мысль начинается с красной строки.
-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.
-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.
-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.
-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля. Элипсообразные фигуры с помощью шаблона.
Правильное расположение математических знаков в строке. Так, перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках сложения, вычитания, умножения и равенства. При переносе, знаки «+», «-» и «=» повторяются на следующей строке, знак умножения заменяется «х», который тоже повторяется на следующей строке. Правильно располагать черту дроби и знак равенства. Черта дроби не разрывается.
-Сокращение обозначений единиц измерения должно быть правильным.
-Не допустимо сокращение слов в рассуждениях.
-Сильно не увлекаться использованием математической символики.
-Нельзя слова «следовательно», «значит», «треугольник», «параллельно» и т.д. в тексте заменять математическими знаками.
-В конце решения должен быть обязательно ответ. В задачах на доказательство, исследование или построение – вывод.
Требования к оформлению записей в экзаменационной работе:
-записи ведутся аккуратно, разборчивым подчерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета, не допускается использование фломастеров, наклеек, для построения геометрических фигур, графиков функций можно использовать цветные карандаши, кроме красного;
-в записях сохраняется красная строка;
-между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз;
-для выставления отметки отводится 4 клетки между последней строчкой записи ученика в экзаменационной работе и подписями членов экзаменационной комиссии;
-чертежи, графики выполняются карандашом или ручкой, при необходимости с применением линейки и циркуля.
Проведение диктанта
Учитель выразительно прочитывает весь текст диктанта, ученики внимательно слушают, осмысливают содержание текста. Первичное восприятие текста на слух помогает учащимся избежать ряда ошибок.
При необходимости проводится объяснительная работа: обращается внимание на значение отдельных слов, некоторые записываются на доске (имена людей, термины, иноязычные слова).
Затем текст диктанта записывается по предложениям:
-учитель читает предложение полностью, учащиеся внимательно слушают;
-это же предложение учитель читает частями, поделив его на законченные смысловые отрезки, не повторяя их по несколько раз;
-после того, как предложение записано полностью, учитель читает его ещё раз.
В процессе диктанта исключаются подсказки учителя, в том числе и при произношении слов. Совершенно недопустимо орфографическое «подсказывающее» чтение, резко расходящееся с нормами речи (например: чтение слова д[о]ро[ж]ка вместо д[а]ро[ш]ка).
Рекомендуется соблюдать ровный темп чтения, чтобы обеспечить возможность всем учащимся успевать записывать диктуемый текст.
После записи всех предложений текст диктанта читается учителем повторно, с более продолжительными паузами после каждого предложения, чтобы учащиеся успели внимательно проверить правильность написания слов, исправить выявленные ошибки.
Самостоятельная проверка текста в течение 5-10 минут.
Рекомендации
по проведению экзамена и оформлению экзаменационных письменных работ по русскому (белорусскому) языку
Порядок проведения письменного экзамена
Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования проводятся в письменной форме с 9 часов
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся, осваивающие содержание образовательной программы базового образования, сдают «Белорусский язык» в письменной форме (диктант, 1 час); «Русский язык» в письменной форме (диктант, 1 час).
Оформление экзаменационной работы
На штампе учреждения образования записывается дата проведения экзамена.
Например: 4 июня 2021 г.
После штампа учреждения образования пропускается 2 линейки и посредине строчки выполняется соответствующая запись:
Экзаменацыйная работа (дыктант) па беларускай мове вучанiцы 9 класа Кавалевiч Вольгi Пятроўны |
Экзаменационная работа (диктант) по русскому языку учащейся ІХ класса Ковалевич Ольги Петровны |
На второй странице без слова «тема» пишется тема диктанта.
В кавычки название темы диктанта берётся только тогда, когда она является цитатой
Основные положения
по проведению экзамена по учебному предмету «Математика» и оформлению экзаменационной работы
(МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по формированию культуры устной и письменной речи в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования)
Выпускники ІХ класса учреждений образования за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования сдают обязательный экзамен по математике в письменной форме.
Экзаменационная работа по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования состоит из 10 заданий в двух вариантах по два задания на каждый уровень усвоения учебного материала.
Тексты и задания для проведения письменных экзаменов по математике за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования для выпускников учреждений образования объявляются по телевидению и радио.
Организация экзаменов
1.Выпускной экзамен по математике проводится в письменной форме, начинается в 9 часов.
2.За период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускного экзамена по математике отводится 4 астрономических часа.
3.При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения общего среднего образования для выполнения письменной работы и черновых записей.
4.Титульный лист экзаменационной работы по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования оформляются следующим образом:
На оттиске штампа учреждения образования пишется дата проведения экзамена(например: 8 июня 2021 г.).
От штампа учреждения образования пропускается 4 клетки вниз и на середине титульного листа делается следующая запись:
Экзаменацыйная работа
па матэматыцы
вучня 9 класа
Іванова Івана Іванавіча
В конце записи точка не ставится.
На середине первой строки внутренней стороны титульного листа записывается номер варианта (например: Вариант 21, Вариант 22)
Подпись черновика:
Пишется слово «черновик» и фамилия ученика.
Общие требования культуры ведения записей
в экзаменационной работе
-Краткое условие задачи (если оно есть в геометрических задачах) отделяется от решения.
-Всякая новая мысль начинается с красной строки.
-Записи ведутся аккуратно, разборчивым почерком, используя шариковую ручку с пастой синего или фиолетового цвета.
-Не допускается использование фломастеров, наклеек, цветных стержней.
-Между номером задания, решением и ответом пропускается одна клетка вниз.
-Построение геометрических фигур, графиков функций, выполнение рисунков осуществляется только с помощью карандаша, линейки и циркуля.
-В конце решения должен быть обязательно ответ.
Памятка по оформлению экзаменационной работы по математике
Требования к решению математической задачи
1. Правильность решения
2. Обоснованность решения
3. Полнота решения
4. Рациональность решения
5. Соблюдение правил правописания
∎ При оформлении решения задач в конце решения записывается ответ.
∎ Записи должны быть оформлены четко, аккуратно, грамотно, чертежи выполняются с помощью карандаша и линейки.
∎ Текст решения должен быть оформлен разборчиво и подробно.
∎ Аккуратно оформляйте черновик. Во-первых, вам придется переписывать из него решение; во-вторых, черновик может посмотреть член экзаменационной комиссии. Если Вы допустили ошибку при переписывании, а в черновике решение задачи написано правильно, это может быть засчитано.
∎ Зачеркнутые решения (верные или неверные) не рассматриваются.
∎ Всякую новую мысль следует писать с красной строки.
∎ Четко расчленяйте ход рассуждений, нумеруйте этапы работы.
∎ Важные формулы, равенства, неравенства, следует записывать в отдельные строки, чтобы их выделить.
∎ Правильно располагайте математические знаки в строке. Перенос формулы или выражения с одной строки на другую разрешается производить только на знаках "+", "-", "*" и "=". При переносе "+", "-" и "=" повторяются, знак умножения заменяется крестом "х", который тоже повторяется.
∎Правильно располагайте черту дроби и знак равенства().
∎ Следите за математической строгостью изложения, точно используйте математическую символику.