Попробуйте понять, что общего во всех этих профессиях. Может, то, что все они творческие? Может, все они дают определенную степень свободы? Может, все они направлены на помощь людям? Цепляйтесь за любое сходство. Так вы сможете понять, что вам важно в профессии. И сможете найти это же и в других специальностях (если вдруг те, что первыми пришли в голову, почему-то недоступны для вас).
Работа с какими объектами труда вам наиболее интересна и доставляет удовольствие? С людьми или с документами, с животными или с техникой? Может быть, работа, связанная с любого рода информацией? Или деятельность, связанная с художественными образами (танец, актерское искусство, живопись и т. д.)? Даже если вы еще ни дня в своей жизни не работали в обычном понимании этого слова, то опыт повседневной жизни, учебы, предпочтение того или иного хобби подскажут вам ответ. Только не перепутайте: если вы любите часами сидеть за компьютером в Интернете, это не означает, что вы склонны к работе с техникой: может быть, компьютер для вас в данном случае - просто способ общения с людьми?
Составьте список своих требований к условиям труда. На улице вам хотелось бы работать или в офисе? Заниматься сидячей работой или постоянно перемещаться? А как насчет командировок? Есть желание работать в тесном общении с коллегами - или полностью в индивидуальном режиме? Важен для вас расписанный, четкий график дня или больше нравится гибкий, который вы можете регулировать самостоятельно?</dd> <dd></dd> <dt>Второй этап: проанализируйте свои возможности и способности («могу»).</dt> <dd>
Вспомните предметы, которые вам лучше всего давались или даются в школе; задачи какого типа вам всегда легко решать; к точным наукам или гуманитарным у вас больше способностей; какие задачи вы предпочитаете, на четкий алгоритм действий - или творческие.
Оцените свой уровень интеллектуальных способностей, коммуникативных (умение эффективно общаться, убеждать других, разрешать конфликты, вступать в контакт с незнакомыми людьми) и организаторских умений. Опирайтесь на свой опыт, а также спросите у ваших близких, как они вас видят.
Опишите свои личные качества - какой вы человек? Ответственный или не очень, аккуратный или неряшливый, индивидуалист или коллективист? Можете записать 10 основных качеств, вам присущих.
Оцените свои физические и физиологические возможности, ограничения по здоровью. При выборе некоторых профессий это тоже может быть важным.
</dd> <dt>Третий этап: изучите разные профессии.</dt> <dd>Каждая из них требует от человека определенных способностей, умений, личностных качеств. Всё это называют профессионально важными качествами. Очень важно понять, есть ли они у вас.
Профессия может давать возможность реализовать те или иные ценности, предоставляет те или иные условия труда… Даже если вам кажется, что вы знаете о желаемой профессии всё, найдите ее полную профессиограмму и ознакомьтесь с ней. Для тех, кто имеет доступ к Интернету, не составит труда найти базы профессиограмм там. Их довольно много. Можно просто задать в любом поисковике соответствующий запрос.
Уверяю: вы узнаете много нового. Кроме профессионально важных качеств каждая профессиограмма содержит описание видов деятельности, которые выполняет данный специалист, требования к образованию, информацию о смежных специальностях и т. д. В рамках одной профессии разные специальности могут предполагать несколько разные требования к тем, кто их выполняет, обращайте на это внимание.
Читая информацию о профессии, сразу соотносите ее требования к личности и возможности, которые она дает, с теми своими особенностями, о которых шла речь выше.
Возникает вопрос: а какие профессии изучать? Конечно, сначала вы прочтете описания тех профессий, которые вас чем-то привлекают. Однако важно не останавливаться на этом - и познакомиться с большим количеством профессий - родственных тем, что вы выбрали в первую очередь, и даже не родственных: будьте открыты новому, не избегайте вариантов, которые кажутся вам, на первый взгляд, совершенно неподходящими. К сожалению, часто бывает, что школьник сосредоточивается на одной профессии, даже не рассмотрев альтернатив и тем более не видя существующего огромного разнообразия интересных профессий.
Допустим, решил для себя старшеклассник, что будет психологом, потому что ему нравится анализировать поведение людей. Почему бы в таком случае не рассмотреть профессию маркетолога? Ведь и этот специалист изучает поведение людей и моделирует его - только в другой сфере. Маркетологу требуется больше математических знаний, а в остальном всё очень похоже. И теперь представьте себе, что у нашего старшеклассника как раз неплохие математические способности. Выбрав профессию психолога, он, скорее всего, не сможет их реализовать, а выбрав профессию маркетолога - вполне. Поэтому так важно на этапе выбора избежать сужения круга рассматриваемых профессий. В идеале следует прочесть описания всех профессий, особенно незнакомых: а вдруг среди них найдется как будто созданная для вас?
Существует и другой вариант знакомства с профессиями. Если у вас есть такая возможность, посмотрите на них «изнутри» и пообщайтесь с работающими специалистами. Старшекласснику можно устроиться по многим специальностям стажером или помощником - было бы желание.
</dd> <dt>Четвертый этап: проанализируйте ситуацию на рынках обучения и труда</dt> <dd>Очень важно найти информацию о том, какие профессии сейчас наиболее и наименее востребованы в стране и в вашем регионе. Имейте в виду: если рынок перенасыщен специалистами данного профиля, то вам нужно иметь гораздо более высокую квалификацию, чтобы найти работу.
Обратите внимание и на уровень зарплат в интересующих вас отраслях. Даже в определении профессии говорится, что это «род трудовой деятельности, являющийся источником существования».
Где найти эту информацию? Опять же, если Интернет под рукой, зайдите на любой сайт по трудоустройству и пройдитесь по базе предлагаемых вакансий в вашем регионе. Это самые объективные данные. Аналогичные сведения можно получить в центре занятости своего города либо на молодежной бирже труда, которая также есть во многих городах.
Обратите внимание и на возможности получения образования по профессиям, которые вы рассматриваете. Обучают ли этой профессии в вашем регионе - или придется переезжать? Есть ли возможность бесплатно получить такое образование - а если нет, то сколько придется заплатить за обучение? </dd> <dd></dd> <dt>Пятый этап: делайте выбор!</dt> <dd>Это, конечно, самое сложное. Одна профессия нравится, позволяет реализовать склонности и интересы - но для нее не хватает тех или иных способностей. Другая будет легкой для вас, но не даст возможности само реализоваться. А третья полностью подходит вам по возможностям и интересам, но она совершенно не востребована в вашем регионе. Либо зарплаты специалистов в этой отрасли очень низкие. Так или иначе, невозможно, чтобы все факторы сошлись в одной точке, сделав выбор однозначным.
Решайте, что для вас менее затратно. Переехать в другой регион учиться и работать? Отказаться от своих интересов, оставив их в качестве хобби, выбрав профессию, приносящую, прежде всего, хороший доход? Заниматься любимым делом, несмотря на низкую зарплату? Взяться развивать необходимые способности, лишь бы заниматься той профессией, которая позволит реализовать себя в полной мере? Решать только вам!
Однако вы всегда можете обратиться к специалисту-профконсультанту или к психологу, например школьному. Эти люди не примут за вас решений, но помогут разобраться в себе.
</dd> </dl>Итоговое решение будет только вашим. Отнестись к нему нужно, конечно, серьезно. Но не мешает и помнить, что выбор это всё-таки не окончательный. Позднее вы сможете сменить профессию, если окажется, что выбранная - не для вас. Так что не нужно нагнетать обстановку, если пока нет ощущения «своей профессии». Ко многим людям это понимание приходит уже в достаточно зрелом возрасте. В случае неопределенности выберите оптимальный на данный момент вариант, взвесив все «за» и «против». А опыт подскажет, в какую сторону двигаться дальше.
Матрица выбора профессии
Многие испытывают трудности в выборе профессии. Работа с Матрицей выбора профессии поможет вам уточнить свой выбор, узнать будущую профессию, увидеть новые варианты. Если вы еще не выбрали профессию, задайте себе следующие вопросы:
С кем или с чем вы бы хотели работать? Какой объект труда вас привлекает?
- Человек (дети и взрослые, ученики и студенты, клиенты и пациенты, покупатели и пассажиры, зрители и читатели, сотрудники и т.д.)
- Информация (текст, формулы, схемы, иностранные языки, языки программирования)
- Финансы (деньги, акции, фонды, лимиты, кредиты)
- Техника (механизмы, станки, здания, конструкции приборы, машины)
- Искусство (литература, музыка, театр, кино, балет, живопись и т.д.)
- Животные и растения (дикие, домашние, декоративные и т.д.)
- Изделия и продукты (одежда, предметы обихода, лекарства, продукты питания и т.д.)
- Природные ресурсы (земли, леса, горы, водоемы, полезные ископаемые т.д.)
Чем бы вы хотели заниматься? Какой вид деятельности вас привлекает?
- Управление (руководство чьей-то деятельностью)
- Обслуживание (удовлетворение чьих-то потребностей)
- Образование (воспитание, обучение, формирование личности)
- Производство и добыча (изготовление продукции, добыча полезных ископаемых)
- Конструирование (проектирование деталей и объектов)
- Исследование (научное изучение чего-либо или кого-либо)
- Защита (охрана от болезней и враждебных действий)
- Контроль и оценка (проверка и наблюдение)
В Матрице выбора профессии на пересечении объекта труда и вида деятельности приведены двести профессий, а в Словаре профессий – краткое содержание труда, профессионально важные качества, медицинские противопоказания. Чтобы узнать о будущей профессии больше, читайте книги, общайтесь с профессионалами, если удастся – попробуйте свои силы на практике под руководством специалиста.
Человек |
Информация |
Финансы |
Техника |
Искусство |
Животные и растения |
Изделия и продукты |
Природные ресурсы |
|
Управление |
Администратор |
•Системный администратор |
•Консультант |
•Водитель |
•Режиссер театра и кино |
•Зооинженер |
•Менеджер по продажам |
•Инженер по кадастру |
•Обслуживание |
•Продавец |
•Оператор связи |
•Инкассатор |
•Электромонтер |
•Дизайнер |
•Агрохимик |
•Продавец |
•Мелиоратор |
Обучение и воспитание |
•Воспитатель |
•Филолог |
•Преподават. экономики |
•Мастер производств. обучения |
•Учитель музыки |
•Тренер лошадей |
•Преподават. спецпредм. |
•Преподават. географии |
Производство и добыча |
|
•Программист |
•Финансист |
•Строитель |
•Кино-звукооператор |
•Агроном |
•Провизор |
•Горный инженер |
Конструирование |
•Имиджмейкер |
•Переводчик |
•Аналитик |
•Инженер-конструктор |
•Композитор |
•Архитектор ландшафта |
•Архитектор-градостр-ль |
•Горный инженер |
Исследование |
•Психолог |
•Социолог |
•Аудитор |
•Инженер-технолог |
•Киновед |
•Биолог |
•Санитарный врач |
•Почвовед |
Защита |
•Адвокат |
•Программист |
•Страховой агент |
•Инспектор по ТБ |
•Каскадер |
•Егерь |
•Таможенник |
•Инспектор по охр. природы |
Контроль и оценка |
•Прокурор |
•Программист |
•Аудитор |
•Инженер-технолог |
•Редактор |
•Зооинженер |
•Санинспектор |
•Радиолог |
Если ваша цель – своевременный и точный выбор профессии с учетом своих возможностей, требований профессии и рынка труда, задайте себе следующие вопросы:
- Каким должно быть содержание профессии, чтобы интересно было работать?
- Есть ли у меня профессионально важные качества для этой работы?
- Какого образования требует эта профессия?
- На какой уровень образования я могу рассчитывать?
- За какую минимальную заработную плату я могу работать?
- Какой образ жизни я хочу вести – напряженный или свободный?
- Хочу ли я работать рядом с домом, или мне это безразлично?