Как привить ребенку интерес к чтению
В последнее время чтение разных книжек становится наименее распространенным явлением. Многие родители просто не понимают для чего нужно читать детям книжки. В век компьютерных технологий нельзя забывать о традиции читать книги для детей вслух. Важно прививать ребенку любовь к чтению.
1. Выделяйте время для чтения каждый день.
Читая ребенку, вы как бы расширяете его мир, помогая ему получить удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний. Ребенок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминает слова, которые видит и слышит. Дети обожают регулярное чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете не торопиться – перед сном, или когда у вас перерыв в домашних делах.
Не забывайте, что ребенку могут почитать дедушка с бабушкой или любой член семьи. Приходите в библиотеку, где вам могут почитать более взрослые читатели. Все время обращайтесь к книге и чтению.
2. Выбирайте книги вместе с ребенком.
Читая с ребенком вместе постоянно, вы обязательно заметите, какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг. Ведь именно в библиотеке есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим.
Не считайте, что все необходимые ребенку книги есть у вас дома – это ошибка многих читающих родителей. И не только потому, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее школьных. Вашего ребенка может просто вдохновлять пример других читающих детей. Как их много, и сколько книг! Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие читатели как бы передают эстафету вашему ребенку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей, взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учебе, подготовит к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будут для него неведомой страной.
3. Окружите ребенка материалами для чтения.
Не только книги из библиотеки должны быть у ребенка. Обязательно должны быть и свои собственные. Это книги, которые он сможет не только почитать, но и раскрасить картинку, что-то самостоятельно вырезать или смастерить. Таких книг много, они предназначены для индивидуального пользования.
Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему ребенку склеить, подписать или сшить свою собственную книжку с рисунками, фотографиями и другими интересными вещами.
4. Медленно и с удовольствием.
Не так важно, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребенок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, получая удовольствие от чтения сами. Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему ребенку это понравится.
Обязательно задавайте вопросы сами и отвечайте на те, что возникнут у ребенка, выслушивайте, как он сам рассказывает и передает свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребенку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно если история незнакомая, и он слышит ее впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросить вас, о чем книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием.
5. Читайте снова и снова.
Как известно дети часто любят слушать одни и те же истории. На ваше предложение почитать или рассказать что-нибудь новенькое, часто отвечают отказом. Что делать в таком случае? Читайте именно то, что просит ваш ребенок. Это не каприз. Ребенок желает разобраться в книге глубже, процесс познания ее происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идет подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.
6. Читайте везде и всегда.
Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приема у врача. Пусть в вашей сумке обязательно лежит книга. Выбирайте самые популярные в детской среде книги ( вам на помощь всегда придут библиотекари ) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг.
7. Показывайте ребенку свою заинтересованность в его чтении.
Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребенке любви к чтению. Будьте великими проводниками в мир книг, а не великими погонщиками и оценщиками того, что и как читает ваш ребенок.
Все это не сложно. Вашему ребенку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с легкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И это обязательно приведет его к успеху!
Рекомендательный список художественной литературы для семейного чтения и обсуждения
- Алексин А. «Третий в пятом ряду»
- Астафьев В. «Конь с розовой гривой»
- Бремер М. «Достойнейший»
- Бремер М. «Лешкина переэкзаменовка»
- Васильева Н. «Полынья»
- Внуков Н. «Новенький»
- Внуков Н. «Чудеса»
- Вольф С. « Подарочек»
- Голявкин В. «Совесть»
- Драбкина А. «Волшебные яблоки»
- Драбкина А. «Исключительный человек»
- Драгунский В. «Друг детства»
- Драгунский В. «На садовой большое движение»
- Драгунский В. «Пожар во флигеле, или Подвиг во льдах»
- Драгунский В. «Рабочие дробят камень»
- Драгунский В. «Сестра моя, Ксения»
- Драгунский В. «Синий кинжал»
- Железняков В. «Голубая Катя»
- Злотников В. «Записки»
- Кудрявцева Т. «Принц и нищий»
- Кудрявцева Т. «Размышляй, Фроликов!»
- Мошковский В. «Вызов на дуэль»
- Нагибин Ю. «Заброшенная дорога»
- Нагибин Ю. «Мой первый друг, мой друг бесценный!»
- Нагибин Ю. «Старая черепаха»
- Нагибин Ю. «Эхо»
- Носов Н. «Карасик»
- Носов Н. «Фантазеры»
- Осеева В. «Бабка»
- Пантелеев Л. «Честное слово»
- Пивоварова И. «Весенний дождь»
- Пивоварова И. «Про мою подругу и немножко про меня»
- Погодин Р. «Как я с ним познакомился»
- Погодин Р. «Сима из четвертого номера»
- Погодин Р. «Что У Сеньки было»
- Погодин Р. «Шутка»
- Солоухин В. «Мститель»
- Солоухин В. «Ножичек с костяной ручкой»
- Суслов В. «Наташка стала красивой»
- Токарева В. «Самый счастливый день»
- Томин Ю. «Шутка»
- Томин Ю. «Счастливый день»
- Яковлев Ю. «А Воробьев стекло не выбивал»
- Яковлев Ю. «Багульник»
- Яковлев Ю. «Игра в красавицу»